Во время написания рецензии на фильм «Легенда №17» я посмотрел в Интернете массу материала. Среди всего был 4-серийный фильм «Хоккейные игры». Разговор про него отдельный, но один аспект роднит эти картины: невнимание к историческим деталям. В частности, меня сразу смутила военная форма, в которой герои «Хоккейных игр» появляются в кадре чаще, чем в гражданской или хоккейной. Стал разбираться в этом вопросе, ниточка потянулась и привела уже к другому кино – сериалу «Военная форма одежды». Весьма познавательные, надо сказать, и захватывающие пять серий, хоть тоже не без ляпов: допустим в документальных кадрах, посвященных периоду 1940 года, появляется Орджоникидзе, который к тому времени уже три года как был неживой. Ну что ж, времена сейчас такие, халява на халяве.
Недаром во время древнегреческих Олимпиад войны запрещались – спорт
являлся заменой войне, что, конечно же, скорее хорошо, чем плохо.
Но тут очень кстати возродилась дискуссия на нашем форуме по поводу требований Лиги к хоккейной форме. И параллели не могли не возникнуть, ведь между войной и спортом есть несомненная связь. Недаром во время древнегреческих Олимпиад войны запрещались – спорт являлся заменой войне, что, конечно же, скорее хорошо, чем плохо.
Не секрет, что агрессивные эмоции в спорте играют роль своеобразных клапанов, снижающих избытки энергии – если они не находят выхода. Например, великий социолог Эрих Фромм считал, что игровое насилие является наиболее «нормальной» и наименее патологической формой насилия, т. к. оно не мотивировано ненавистью и деструктивностью, а обусловлено демонстрацией «ловкости и спортивности».
Совершенно очевидно, что военная и спортивная командная формы тождественны по своей природе. Военная униформа - одежда, которая установлена правилами, приказами или особыми указами, ношение которой является обязательным для любой воинской части и для каждого рода войск вооруженных сил. То же самое – и со спортивной униформой, которую диктуют регламенты соревнований.
С давних времен вопросы военного обмундирования занимали умы высших лиц
государств, всякие изменения осуществлялись лишь с их санкции.
И ведь что интересно. С давних времен вопросы военного обмундирования занимали умы высших лиц государств, всякие изменения осуществлялись лишь с санкции императоров, президентов и генсеков – часто по их инициативе, а иногда и по их собственноручным рисункам. За соблюдением правил ношения военной форменной одежды, как в строю, так и вне его всегда существует строгий надзор, и виновный в нарушении этих правил наказывается. Это ли не подтверждение важности вопроса?
Основная задача унифицированной формы – отличать своего от чужого, соратника от соперника. И, допустим, в любительском хоккее это не менее, а может и более важно, чем в профессиональном, где игроки ведут шайбу, хорошо при этом обозревая площадку и соперников, и принимая решения гораздо быстрее.
Красота – неотъемлемая составляющая спортивного зрелища, и она состоит
не только в спорте, как таковом, но и в том, во что одет спортсмен.
Но это – не единственная функция командной формы. Красота – неотъемлемая составляющая спортивного зрелища, и она состоит не только в спорте, как таковом, показывающем красоту владения человеческим телом, но и в том, во что одет спортсмен. В этом, кстати, советский массовый спорт всегда проигрывал зарубежному. Безобразный вид сатиновых трусов и вечно вытянутых на коленях трениках мутно-синего цвета с раннего детства мог испортить взаимоотношения советского человека с культурой спорта. Потому что красивая спортивная командная форма оказывает психологическое воздействие не только на соперника, но и на ее носителя. Она создает особое чувство принадлежности к команде, а ведь самое главное в спорте, его содержание – это командный дух. Можно быть невероятно сильным, быстрым и метким хоккеистом, но в команде невозможно играть и побеждать в одиночку. И будь ты хоть великий игрок, после победы никто не сможет сказать, что он мог бы добиться успеха один, без поддержки своей команды, без своих партнеров.
Сам факт того, что хоккеист стремится привести амуницию в соответствие с
формой своей команды, говорит о его уважении к коллективу.
В нашей ситуации сам факт того, что хоккеист стремится привести амуницию в соответствие с формой своей команды, говорит о его уважении к коллективу, о том, что он сюда не на минутку заглянул.
Вопрос не вчера возник, не первый сезон такие требования к форме. Вариантов его решения с теми же самыми шлемами несколько, вплоть до самых бюджетных. Но у всего есть разумные пределы. Потому что, еще раз: кроме задачи отличия «свой – чужой», форма должна привносить в спорт красоту и стимулировать повышение командного духа. А пакет на шлеме вряд ли решает эти задачи, разве что превращает хоккей в цирк.
Павел Кулаков