Одна из заслуг Непрофессиональной
хоккейной Лиги состоит в том, что мы предоставили возможность массе людей
освоить элементарные навыки хоккея с нулевого уровня и создали условия для
проведения соревнований среди начинающих. Каждый год в Лиге формируются одна-две
команды из участников нашей секции хоккея.
Но когда процесс начал
становиться более масштабным, встала проблема привлечения квалифицированных
специалистов. За решение этой проблемы взялся Максим Викторов – сам бывший
профессиональный хоккеист, в настоящее время тренер, а с недавнего –
руководитель проекта «Центр обучения
хоккея НПХЛ». В один из вечеров, за пару часов до начала занятия в Школе
хоккейного мастерства, Сергей Смирнов встретился с Максимом в фойе
«Центрального», чтобы поговорить об этом проекте. В разговоре также участвовал
Павел Кулаков.
Сергей: Максим, за те годы, которые я тебя знаю, все твои
тренерские проекты по созданию команд из начинающих игроков были очень
успешны. И по результатам, и, моей точки
зрения, по очень грамотно поставленной работе. Для меня очевидно, что ты
глубоко разбираешься в вопросе. Я с большой гордостью констатирую факт, что
НПХЛ и Максим Викторов нашли вариант сотрудничества в форме школы хоккейного
мастерства. Мы возлагаем большие надежды в решении задачи продвижения хоккея в массы и не сомневаемся, что Школа
хоккейного мастерства под эгидой НПХЛ выходит на новый уровень. В связи со всем
сказанным, мой первый вопрос к тебе: какие плюсы именно твоей методики? Ведь не
секрет, что сейчас многие специалисты стали обучать любителей хоккею - как ты
видишь ситуацию в общем и какое место отводишь в ней своей школе?
Максим: Я начинал свой путь тренера примерно в то время, когда
начинала и НПХЛ. С тех пор накопился некий опыт. Имея соответствующее
образование – РГУФК, Высшая школа тренеров по хоккею при Университете имени
Лесгафта – я его совершенствовал в сотрудничестве с Владимиром Владимировичем
Юрзиновым, в работе в Хорватии играющим и детским тренером. Я владею
информацией о любительском хоккее в Москве и области и могу сделать вывод, в
чем преимущество именно нашей школы. Обычно предлагают лед, а вот качественные
предложения по организации работы на льду и вне льда на основе научных методик
отсутствуют. У нас же есть понимание - в какой концепции должна развиваться Школа
хоккея, каких людей мы должны привлечь для того, чтобы школа развивалась не
только в направлении конкретных тренировок, но и накопления методической базы,
сотрудничества с ВУЗами, общественными организациями и госструктурами.
Сергей: Не считаешь ли ты,
что те лидирующие позиции, которые занимала советская школа, на данный момент
утеряны?
Максим: Если говорить про большой хоккей, то эту проблему надо
рассматривать в комплексе. К сожалению, я наблюдаю отсутствие преемственности.
Наши мэтры – Тихонов, Юрзинов – забыты, и, чаще всего, выступают в роли
«свадебных генералов». Их методики изучают единицы, имеющие с ними контакты. В
своем случае, общаясь с Юрзиновым, Виталием Георгиевичем Ерфиловым – тренером
Третьяка, тренером чемпионов СССР 1974 года «Крыльев Советов» - я стараюсь эту
преемственность сохранить.
Сергей: Мой личный опыт
общения с сегодняшними выпускниками спортивных ВУЗов говорит о том, что эти
люди, по сути, не учились, а купили свой диплом.
Максим: В каждой сфере деятельности есть люди, которых интересует
своя профессия, и есть люди, которых не интересует. Масса отсеивается, так и
должно быть, ведь хоккейный тренер – это единичный продукт.
Сергей: Методической базы
явно не хватает.
Максим: Ты же был на кафедре хоккея в РГУФКе! Туда страшно зайти –
за 20 лет ничего не изменилось, стало только хуже. Такая обстановка
отталкивает. Как у нас не могут привлечь болельщиков на трибуны, так и тренерам
неинтересно работать в РГУФКе. Тренеры у нас варятся в собственном соку. А
молодежь хочет развиваться. Есть ряд уважаемых специалистов, которые дают
возможность себя проявить – но у нас есть система, которая не дает попасть
внутрь талантливым молодым тренерам.
Сергей: То есть страдает
подготовка высших категорий хоккеистов. Но я так понимаю, что для любительского
хоккея методик нет вообще.
Максим: Да такой категории у нас вообще не существует –
«хоккеисты-любители».
Сергей: То есть, по сути,
как Тарасов с Чернышовым создавали советский хоккей «с нуля», сейчас такая
задача в области любительского хоккея стоит перед Школой хоккейного мастерства
во главе с Максимом Викторовым!
Максим: Да, такая задача, безусловно, стоит. Сейчас большинство
тренеров, работающих в любительском хоккее, рассматривают свою деятельность как
простую подработку. Они не видят здесь перспективы, не понимают того, что здесь
можно получить серьезный опыт, для них главная мечта, зачастую заоблачная, -
стать тренером команды мастеров. В связи с этим встает вопрос: а Федерация
хоккея знает о существовании такой площадки для деятельности молодых тренеров?
В декабре в РГУФКе состоится совещание Федерации хоккея России и специалистов
Университета физкультуры, на котором будет решаться, куда нам вообще
двигаться. Со своей стороны мы готовим
предложения о нашем видении любительского хоккея, как площадки для творческого
роста тренеров - выпускников РГУФКа. Ведь количество профессиональных команд
ограничено, а работать с детьми – для этого нужен серьезный опыт, плюс особый
талант.
Сергей: То есть ты хочешь сказать, что Школа хоккейного
мастерства готова привлекать молодых специалистов – выпускников физкультурных
ВУЗов, которые готовы свои первые шаги именно на поприще любительского хоккея?
Максим: Вот именно. Главное, объяснить им цель: приобретение опыта,
без которого нет перспектив. В любительском хоккее, кроме тренерских знаний,
необходимы навыки администратора, менеджера, руководителя, психолога, юриста. В
большинстве случаев, специалисты, которые работают в большом хоккее - очень узкого профиля. Для примера: тренер
команды КХЛ Сергей Гомоляко не считает, что он должен знать регламент. В
результате победа тренируемой им команды превращается в техническое поражение и
в штраф в полмиллиона.
А еще необходимо понимание того,
что не каждый хоккеист способен стать тренером. Все-таки это призвание – быть
педагогом.
Сергей: Как я всегда считал,
опыт судейства в любительском хоккее – очень богатый. Школа общения молодого
арбитра со взрослыми, состоявшимися людьми чрезвычайно полезна. То же самое можно сказать и про молодых
тренеров.
Максим: Безусловно. На нашей базе мы можем подготовить специалистов,
которые в дальнейшем могут работать на высоком уровне.
Тут в разговор вмешался Павел Кулаков, до этого внимательно
слушавший:
- Разъясните мне, неспециалисту:
у нас школа хоккейного мастерства или курсы по повышению квалификации тренеров?
Максим: Школа хоккея обучает тренеров для осуществления главного
направления своей деятельности: обучения хоккеистов. Так что процесс взаимосвязан.
Сергей: Я хочу заметить,
что, проводя соревнования по хоккею среди любителей, НПХЛ всегда относилась к
любительскому хоккею как к разностороннему социальному явлению. Поэтому мы
всегда чувствовали свою ответственность за «смежные» области и, к повышению
квалификации тренеров, в частности. Возвращаясь к тренерам, вопрос: какой
процент молодых специалистов ты видишь среди тренеров ШХМ в ближайшем будущем?
Максим: Я думаю, что благодаря понятной методике Школы хоккея,
возраст человека абсолютно неважен – важно желание и способности к обучению.
Сергей: Но начинающий
хоккеист, когда платит деньги, хочет их заплатить за обучение у
квалифицированного тренера.
Максим: Будем откровенны: человек, пришедший обучаться навыкам
хоккея, не в состоянии сам оценить квалификацию специалиста. Это может сделать
только профессионал. Несомненно, что качество работы на льду должно
отслеживаться. Поэтому я беру на себя ответственность за контроль над
выполнением тренером задач, которые я перед ним поставил.
Сергей: То есть ты готов
утверждать, что те молодые специалисты, которых мы будем привлекать к работе,
будут обучать более качественно, чем тренеры с опытом?
Максим: Да. Существующие
программа развития и методика тренировок, реализованные под единым началом,
позволят им это делать.
Сергей: Какой научный потенциал у школы?
Максим: Сейчас совместно с Университетом физической культуры
готовится методическое пособие по подготовке хоккеистов-любителей. К этой
серьезной научной работе привлечены
сотрудники кафедр хоккея, психологии и социологии. Ну а я сейчас пишу
диссертацию на соискание кандидатского звания, в основу которой ляжет моя
работа в Школе хоккейного мастерства.
Павел: Что Школа может
предложить на сегодняшний день и каковы дальнейшие цели?
Максим: Сейчас у нас есть четыре тренировочных льда. Мы предлагаем
обучение в вечернее время под руководством специалистов высокого уровня по
методикам, разработанным именно для любительского хоккея. Я занимаюсь
руководством этого процесса, и участвую в нем непосредственно. Цели развития –
горизонтальный и вертикальный рост. Например, сейчас на тренировках у нас
присутствуют четыре тренера – двое обучают, двое обучаются.
Сергей: НПХЛ сейчас ведет
активную деятельность по передаче своего опыта в регионы. В мае мы провели
конференцию региональных любительских лиг, наладили тесные контакты с самыми
крупными немосковскими лигами, мы сейчас составляем сетку регулярных совместных
турниров в разных регионах. В частности, в только что прошедшем Кубке согласия
приняли участие команды из Мордовии и Киева. Планируется ли расширение
деятельности Школы хоккейного мастерства в регионы?
Максим: В регионах нет такого опыта, который есть у нас. И мы этим
опытом готовы поделиться. А энтузиастов хоккея в регионах ничуть не меньше, чем
в Москве. В рамках совместных турниров мы готовы выезжать и проводить
мастер-классы.
Сергей: Но тут возникает
такая проблема. Если в Москве подавляющее число хоккеистов-любителей, это люди,
не прошедшие детские хоккейные школы – я оцениваю соотношение, как 1 к 2, - то
в регионах другой расклад. И в этом и кроются перспективы развития –
привлечение людей, которые в юном возрасте хоккеем не занимались.
Максим: А мы знаем, как заинтересовать, как привлекать, как
удерживать.
Сергей: Не считаешь ли ты,
что эта программа должна быть интересна для государства на федеральном уровне?
Максим: Считаю. Только дело в том, что не всегда государство
замечает ростки хорошего. Тот факт, что много денег вкладывается в спорт, не
показатель того, что это качественные вложения. Другое дело, что мы смотрим в будущее
с надеждой и говорим так: мы не учим тому, что есть сейчас, мы учим тому, что
будет через пять лет.
Сергей: Ну, подвижки-то
есть. Еще совсем недавно отношение официальных хоккейных организаций к
любительскому хоккею было как к некоему недоразумению, недостойного их
внимания. Сейчас эта ситуация несколько изменилась, но ненамного.
Максим: Все можно делать хорошо – но у себя во дворе, и тебя никто
никогда не узнает. А можно еще и привлекать к себе внимание. Мы готовы заявлять
о себе: публиковать статьи, распространять видеоматериалы и проводить
мастер-классы. Но вопросы идеологии, развития, пиара - это отдельные вопросы,
которыми в нашей Школе хоккейного мастерства занимается Олег Майоров. Он об
этом расскажет лучше меня.
Сергей: Максим, спасибо за
содержательный разговор, и надеемся на его продолжение с участием Олега.
■
|